В целях реализации права каждого человека на образование в МБОУ «Филимоновская СОШ» создаются необходимые условия для получения качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Школой разработаны АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 и Вариант 2 НОО, АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 и Вариант 2 ООО, АООП для детей с РАС, используются информационно-телекоммуникационные ресурсы платформы Элжур.
Материально-техническая база: логопедический кабинет, кабинет дефектолога, кабинет психолога, 3 кабинета для специальных коррекционных классов. Оборудование: ученическая мебель, автоматизированное место учителя (компьютер с выходом в Интернет, принтер, проектор), доска меловая, интерактивная доска, шкафы для принадлежностей, раковина с подведенной водой, специальные парты для обучающихся с ДЦП и РАС.
Специализированный кабинет, обеспечивающий реализацию учебного предмета Информатика, включенного в Учебный план детей с ОВЗ в целях социальной адаптации, оборудованный индивидуальными рабочими местами: ПК с выходом в интернет. Информация, доступная детям, проходит контонт-фильтрацию.
Практические занятия по технологии обеспечиваются оборудованными мастерскими: кулинарии и обработки тканей, по обработке металла и древесины.
Информационную доступность для детей с ОВЗ обеспечивает школьная библиотека, читальный зал, в котором дети с ОВЗ могут подготовиться к урокам, изучить дополнительную литературу. Библиотека оборудована четырьмя ПК с выходом в интернет. Информация подвергается контент-фильтрации.
Занятия физической культурой, оздоровительной гимнастикой для детей ОВЗ организованы в спортивном, гимнастическом и тренажерном залах, оборудованных спортивным инвентарем.
Средства обучения детей с ОВЗ:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы); аудиовизуальные (слайды); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные), спортивный инвентарь.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Организация образовательного пространства:
Специализированные кабинеты зонированы. Для соблюдения режима двигательной активности детей в классах имеются ковровые покрытия для проведения подвижных упражнений и игр. Зона также используется для проведения нестандартных по форме занятий дефектолога, психолога и логопеда, чередования работы за столом и упражнений на ковре.
В кабинетах дефектолога и психолога имеется оборудование для сенсорного развития детей с ОВЗ:
- мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
- различные виды массажных инструментов; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; мешочки с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм.
- материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»).
- материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
- материалы для развития мышления: развивающие пособия «Классификация», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Последовательность событий.
- материалы для развития речи и представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи.
Для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в образовательное учреждение есть пандус.
Все дети, имеющие статус ОВЗ обеспечены двухразовым бесплатным питанием в школьной столовой.
В школе применяются здоровье сберегающие технологии (перемены по 20 минут, динамические паузы, физминутки), также в рамках дополнительного образования обучающиеся с ОВЗ занимаются на курсе «Оздоровительная гимнастика». В школе лицензирован медицинский кабинет, постоянно работает медсестра, ежегодно проводятся медицинские осмотры детей.